Сочинение «Просветительские идеалы Стародума»

Восемнадцатое столетие, в котором жил и творил автор оставшегося популярным в веках сатирического произведения о неразвитых, грубых и бессердечных дворянах-крепостниках Простаковых и Скотининых и их антиподах, Стародуме и Правдине, известно в качестве эпохи Просвещения. Основной проблемой, рассматриваемой Фонвизиным в его знаменитой комедии о ленивом, ничего не знающем и не желающем знать Митрофанушке, являются именно вопросы воспитания.

Отпрыски дворянских семей, которым предназначается в будущем преданно служить государю и родине, нередко растут в атмосфере абсолютной безнравственности, самодовольства и высокомерия по отношению к другим людям, не имеющим во владении нескольких сотен «крепостных душ», как Митрофан Простаков.

По мнению писателя, нет ничего удивительного в том, что у юноши, едва достигшего шестнадцатилетнего возраста, нет в жизни ни цели, ни смысла, ни настоящих радостей, все его интересы ограничиваются периодическим посещением голубятни, обильной едой и сладким сном. Фонвизин с горечью замечает, что и царский двор более всего напоминает ферму, где проживают обыкновенные скоты, высокопоставленные вельможи давно забыли о том, что такое добродетель, честь, порядочность, они озабочены лишь тем, как выпросить для себя новые чины и привилегии, их нисколько не заботит благо родины и ее будущее.

При этом автор все же надеется на возможные перемены к лучшему, ведь есть в России и такие люди, как Правдин и Стародум, единственные персонажи комедии, вызывающие симпатию у читателя. Правдин в финале этой истории берет поместье Простаковых под свою опеку и запрещает жестокой, лишенной совести и сердца хозяйке безоговорочно властвовать над крестьянами. По мнению драматурга, именно таким образом необходимо повсеместно ограничивать помещичий произвол, то же самое касается возможностей придворных и самого государя распоряжаться всей жизнью обыкновенных россиян.

Устами Стародума Фонвизин формулирует те идеалы и принципы, которых, как он полагает, должен придерживаться любой настоящий дворянин. Стародум утверждает, что, прежде всего, необходимо иметь душу и сердце, только тогда возможно при любых обстоятельствах оставаться человеком.

Этот умудренный жизнью герой произведения также считает, что каждый всегда сумеет быть по-настоящему добродетельным, этого необходимо только искренне желать. Являться умным и образованным человеком, но при этом не обладать благонравием и твердыми моральными принципами, по мнению Стародума, просто чудовищно, душевное благородство, доброта и порядочность в его глазах стоят неизмеримо выше любых знаний и способностей.

Он полагает, что людям стоит испытывать зависть и ревность вовсе не к высокому чину и богатству кого-либо из окружающих. Преклоняться следует лишь перед достойными делами и поступками, почитать следует только того, кто занимает солидную должность заслуженно, а не благодаря собственным связям и материальным средствам и является уважаемым в связи со своими личными качествами, а не из-за высокого происхождения.

Стародум считает богатым не того, кто прячет свои деньги в надежный сундук, а того, кто стремится отдать излишние доходы людям, у которых не имеется самого необходимого. Мужчина немало рассуждает и о том, как человеку надо воспринимать свою должность, он думает, что она заключается вовсе не в отбывании повинности в определенные часы, для истинного дворянина является насущной потребностью как можно лучше служить своему отечеству и помогать людям, которые в этом нуждаются.

По его глубокому убеждению, наиболее низким, подлым и вместе с тем жалким существом оказывается дворянин по рождению, который недостоин этого гордого, привилегированного и в то же время налагающего множество обязанностей звания. Каждый из постулатов, высказываемых в ходе действия комедии Стародумом, созвучен с идеями Просвещения, ярым сторонником которого всегда оставался автор «Недоросля».

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий