Анализ стихотворения Соловьева «Милый друг»

Стихотворение «Милый друг» было написано Владимиром Соловьёвым в 1895 году – за пять лет до начала двадцатого века. Согласно историческим сведениям той поры, времена уже были неспокойными, тревожными. И вдруг, из политико-экономического хаоса, информационной анархии и прочих проблем, возникло стихотворение В. Соловьёва – как тихая песня, как светлый привет. Вневременное. Необычное. Отрадное.

Таким же удивительным и неповторимым был его автор. Многогранный, всесторонне развитый – поэт, литературный критик, переводчик, просветитель, настоящий христианин. Его любили и монахи, и студенты. Он обладал впечатляющей, незаурядной внешностью и острым умом. Владимир Соловьёв оказал огромное влияние на целую плеяду писателей и поэтов. Александр Блок называл его «рыцарем-монахом». Покинув этот мир в сорок семь лет, В. Соловьёв оставил уникальное литературно-духовное наследие. Одной из жемчужин его поэзии является стихотворение «Милый друг».

В начале каждого куплета автор, как бы беседуя с родным человеком, тепло и приветливо пишет «милый друг». Такое простое и неподдельно искреннее обращение к читающему располагает душу к внимательному, сосредоточенному восприятию того, о чём говорится дальше.

Поэт не призывает на бой, не порицает, не указывает на недостатки или несовершенства мира, не навязывает своей точки зрения, а неторопливо размышляет вместе со своим читателем. Подобная манера создаёт удивительную атмосферу для сотрудничества и развития мысли.

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

«Видимое – временно, невидимое – вечно». Поэт словно говорит о нереальности видимого. Да, оно есть. Оно влияет на нас. Возможно, мы опечалены, отягощены происходящим, но…. Если это «только отблеск, только тени», стоит ли так переживать? Существует нечто на самом деле ценное, и оно – намного важнее. Размышление – успокаивает, а вопрос – заставляет задуматься.

Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?

Главное и важное – сокрыто от наших физических глаз, тогда, может быть, стоит прислушаться? Нет, «житейский шум трескучий» тоже всего лишь «отклик искажённый» чего-то чудесного, неуловимого слухом. Эта мысль – как залог – как обещание раскрыть тайну тайн. Она питает надежду на встречу с «торжествующими созвучиями».

Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?

И вот, когда и слух, и зрение оказываются обманчивыми, автор спрашивает «иль ты не чуешь». Чутьё – это способность человека (обострённая) интуитивно, то есть не своим разумом, понимать что-либо. Может быть, благодаря шестому чувству можно понять, «что одно на целом свете» истинно? Можно.

В последних двух строках стихотворения – вопрос и ответ, утверждение и предположение – высказаны одновременно: «только то, что сердце сердцу говорит в немом привете». Отчего привет – немой? Оттого, что беззвучный привет – это мысль, не воплощённая в слово. Ведь мысль изречённая есть ложь. «Сердце» у Владимира Соловьёва – суть человек, настоящий, не искажённый действительностью, такой, каким сотворил его Господь.

Вставить свои 5 копеек