Анализ стихотворения «Эхо» Пушкина

Одна из функций литературы – развлекательная. Читатель должен получать от прочтения наслаждение, проводить за книгой свободное время. До девятнадцатого столетия эта функция была главной. Поэты того периода создавали оды в честь особых дат и зачитывали работы на собраниях знати. Но вскоре поэзия обрела социальные черты и начала описывать те стороны жизни, что обычно прилюдно не обсуждали в высших кругах. Поэтов стали воспринимать как неких бунтарей, а их строки разделяли читателей на несколько лагерей.

Александр Сергеевич Пушкин явился одним из первых русских поэтов, который не стал нарушать правил высшего света, но поставил вопрос о роли поэта в обществе. В своих работах он много раз касался этой темы. И всякий раз делал вывод, что поэт его времени вполне может поменять мировоззрение общества и явить перед ним правду, какой бы она ни являлась.

Но его тревожил не только вопрос об роли поэта в обществе. Пушкин был человеком, любящим себя, довольно тяжело переносящим критику, адресованную ему. Он осознавал, что современные представители знати пока не подготовлены к такому типу стихотворений.

Создавая строки, заставляющие думать, поэт неоднократно подвергался морю насмешек от тех, кто считал, что литература существует только для развлечения. Они не желали понять, что литература постепенно превратилась в рычаг, с помощью которого можно управлять общественным сознанием. Пушкин же грезил о славе. Он не представлял, что она придет к нему после смерти, хотя и высоко ценил свои работы. А в 1831 году, за шесть лет до кончины, автор создает стихотворение «Эхо», где поднимает вопрос о значении творчества поэта для общества в другом свете.

Себя и других поэтов Пушкин сравнивает с эхом, что вторит всему в округе. Эта фраза понимается как замеченная способность поэтов отвечать своими работами на события происходящие в государстве и мире. Говоря об особенностях эха, автор замечает, что оно может быть проигнорировано многими, часто специальными адресатами послания эхо.

Пушкин отмечает, что он не может похвастать добродетельным и понимающим отношением, адресованным к нему. Он сравнивает себя с эхом. Причем он не боится очередной ссылки или гнева государя, обрушенного на него. Сие он вынесет, высоко подняв голову, как делал это уже не раз. Его волнует другое, что те, что стоят у власти не хотят слышать его слов, закрывают глаза и уши, намеренно становясь слепыми и глухими, когда поэт поднимает в своих работах важную тему. А ведь, прислушавшись к его словам, они могли бы сделать мир лучше. Так называемые сливки общества не хотели воспринимать его всерьёз.

Сложное по содержанию стихотворение имеет и сложную форму. Произведение написано секстинами с разной рифмовкой.

Ко всему прочему произведение выстроено как загадка: в тексте не называется то, что описывает автор – читатель должен догадаться об объекте описания сам. А раз это загадка, то в основе ее заложена, конечно же, метафора.

Эхо в стихотворении предстает живым благодаря олицетворениям: оно «шлет ответ» и «рождает отклик». Прилагательные, использованные в стихотворении, не создают эпитетов, так как они передают прямые характеристики предмета. «Глухой звук» в данном случае понимается как тихий, едва различимый.

Использует Пушкин и старославянизмы, дабы создать высокий стиль: «глас», «дева».
Будучи истинным гением, Пушкину удалось отразить одиночество поэтов прошлого и будущего, его неприятие обществом. Если понимать произведение шире, здесь идет речь о неблагодарной судьбе каждого поэта.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Хороший материал помог моему школьнику в изучении поэзии Пушкина. А я просто в восторге от такой подсказки. Действительно Пушкин гений. Разбор стиха вполне соответствует воображению автора .