Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова в значительной степени предопределена самой его биографией. Брак его родителей был недолгим; мать поэта умерла, не дожив и до двадцати двух лет, а отец по ряду причин был вынужден оставить сына на попечение бабушке. Та обожала внука и занималась всесторонним развитием мальчика, однако любви родителей заменить была не в силах, что не могло не оставить отпечатка на мировосприятии впечатлительного и одаренного ребенка. В его детстве не было привычных шумных забав — в том числе из-за неважного состояния здоровья. Зато он, как это в подобных случаях подчас и происходит, рано выучился искать лекарство от скуки в себе самом, развивая воображение и мечтательность. Внутренний мир превалировал над внешним уже сызмальства.

«Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…», «В младенческих летах я мать потерял…», «Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить…» — список цитат подобного рода мог бы, полагаю, занять отдельный том среди собрания сочинений поэта. И это я, можно сказать, намеренно избегаю классических примеров: «Парус», «…пестрою толпою окружен», «Выхожу один я на дорогу…»

Одиночество М.Ю. Лермонтова было и бедой его, и отрадой. Герои его творчества — люди зачастую противоречивые, сложные, нравственно неоднозначные. И бесконечно одинокие в сердце своем. Евгений Арбенин, Мцыри, Григорий Печорин… Потрясающе точно выписанные, не могут они все быть исключительно плодом поэтического воображения. Эгоцентризм в высшем своем проявлении характерен для жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. Отчасти это можно объяснить возрастом. Интересно было бы взглянуть, да простят мне мой цинизм, как бы сложилось дальнейшее мировоззрение поэта, дрогни рука у Н. Мартынова 15 июля 1841г. Что-то, увы, подсказывает, что роковой выстрел все равно оборвал бы жизнь литературного гения — не в тот раз, так немногим позже.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова резко контрастирует со своим окружением. Если взять три приведенных выше примера — Арбенин, Мцыри, Печорин — ни один из них не принадлежит обществу, в котором находится. Проще всего с Мцыри — юноша оказался невольным гостем и пленником монастыря, он изначально всем чужой. Что касается Арбенина, то он любит свою молодую супругу со всей необузданной силой души своей, внешне скучающей, и убивает, не в силах принять мысли о ее неверности. Убедившись в обратном, сходит с ума.

Люди этого типа любят страшно и для себя, и для других; живя в большей степени внутренними страстями, нежели внешними событиями, они и людей вовлекают в свою жизнь в качестве фигур на воображаемом игровом поле. Горе и одним и другим, если роль не соответствует истинному амплуа! В наивысшей степени противостояние личности и общества проявляется в характере Григория Печорина. Там не то что обществу — он сам себе противоречит, в нем словно два разных человека живут и действуют, вернее, один действует, второй его обличает и язвит бесконечно.

Лермонтовское одиночество различается интонационно и по смыслу. Оно проявляется как в нежно-мечтательных настроениях («надо мной чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел…»), так и в откровенных дерзостях («Смерть поэта», там постоянное противопоставление: «он — вы»). Что касается «Смерти поэта», то к тому моменту Лермонтов прожил уже двадцать три из отведенных ему неполных двадцати семи, и, будучи человеком своего времени, не мог не понимать, какая реакция последует за громкими высказываниями. Многие разделяли скорбь по погибшему А.С. Пушкину, но такую публичную порку действующей власти организовал один.

В любви поэт не снискал счастья, что лишь усилило линию одиночества, неразделенного и отвергнутого чувства. На смену возможному отчаянью пришли остроумие и колкость — в качестве защитной реакции. Считая унизительным для себя проявление доброты и участия в обществе, он выбирает роль беспощадного тирана.

Одиночество, как фон для изучения своего внутреннего мира, порой подводило поэта практически к провидению. Например, в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» есть фраза «спит земля в сиянье голубом…» При взгляде из космоса наша планета действительно окружена голубоватой дымкой, но, спрашивается, в начале XIX века откуда об этом было известно Лермонтову? Не говоря о его «автонекро-» стихотворениях, где он с пугающей точностью описывает картины своей будущей гибели. Стихотворение «Сон»: жар, долина, глубокая рана в груди, лежал один я, уступы скал кругом…» Реальность: середина июля, поляна у подножия Машука, ранение в грудь навылет, вокруг горы, тело увезли не сразу из-за грозы…

Жизнеутверждающий «Пророк» А.С. Пушкина, в котором взгляд автора направлен в будущее с надеждой, сменяется отчаяньем и разочарованием одинокого лермонтовского. В принципе, поэт-то всегда одинок, это явление трудно себе представить групповым, но, пожалуй, наиболее остро и пронзительно тема одиночества звучит именно у М.Ю. Лермонтова — юноши, вся жизнь которого являла собой цепочку несчастливых для него событий (как у того же его Печорина…). В раннем детстве остался без родителей, последние дни свои провел в кругу людей чужих, неблизких, погиб, не простившись ни с кем… Герои его трагичны — как трагична вся его неповторимо одинокая творческая жизнь.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Жаль, что этот одиночка ушел из жизни так рано. Потомкам осталось всего два тома произведений.