Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»

Литературное наследие русского поэта Федора Ивановича Тютчева не очень велико: оно составляет около 50 стихотворений в переводе с оригинала и 250 оригинальных стихов. Критики отмечают, что среди них есть много неудачных. Но некоторые творения поэта — жемчужины поэзии. Интерес к ним никогда не ослабевает. Это касается в первую очередь философской лирики Тютчева. Ведь эти произведения и сейчас, спустя несколько столетий после написания, не утратили особой глубины смысла.
Стихотворение «Снежные горы»
Примером тому является стихотворение «Снежные горы». Точная дата его создания неизвестна. Обычно исследователи относят эту работу к периоду 1825- 1829 годов. В это время Тютчев находился на службе в Германии, в Мюнхене.

Стихотворение писалось не из-за внезапно возникшего вдохновения, а по просьбе хорошего друга и учителя Сергея Раича, владевшего литературным журналом на родине Тютчева. Но это издание не пользовалось популярностью, в связи с чем изданное в нем стихотворение не нашло отклика. Лишь спустя около шести лет несколько работ Тютчева были напечатаны в журнале «Современник», который находился на пике славы в тот момент. Среди этих работ оказалось и произведение «Снежные горы». Благодаря тому, что «Современник» читала вся столица, на стихотворение посмотрели с иной стороны. Оно вскоре нашло себе почитателей.

В стихотворении описывается зимний полдень в горах, что расположились над озером. Тютчев изображает природу, погрузившуюся в полудрему. Лучи солнца, падают на землю и делают озеро схожим со стальным зеркалом. С вершин гор быстро стекают вниз ручьи.

Автор делит окружающий мир на два: мир высот и мир низов. Этот прием характерен для философских стихотворений поэта. Лирика Тютчева зачастую строится на контрасте. В данной работе автор еще и противопоставляет ледяные вершины огневому небу. Холод контрастирует с жаром, смирение с энергией.

Эпитет «огневой» в данном тексте играет весьма важную роль. Благодаря ему Тютчев вводит в стихотворение мотив непорочности и девственной чистоты, близости к Богу. Если обратиться к русской культуре, то можно понять, что огонь в ней еще и символизирует некое освобождение, очищение, победу света над тьмой. Огонь выступает неким посредником между живым человеком и смертью. Недаром, река в Чистилище, являющейся дорогой в ад, была огненной.

Вода показана автором как источник жизни, а значит и постоянного движения. Поэтому то и употребляет Тютчев в стихотворении олицетворение «спешат ручьи».

Земля в стихотворении издыхает, и в этом пространстве приходится жить человеку. Но душа его хочет иного. Мир гор, их высот показан миром, полным жизни и счастья, ведь они приближены к Богу. А лед показатель дарованной им возможности спастись во время полуденного зноя.

Образное восприятие в сознании читателя помогает создать множество использованных автором цветовых эпитетов: есть здесь и оттенки лазури, и золота, и кристально-белый цвет вершин.

Обратившись к горным вершинам, Тютчев доходчиво проиллюстрировал идею, с которой был абсолютно согласен: мнение о существовании двух миров природы. Ведь горы существуют сотни тысяч лет. Они стоят на земле и в тот же момент достигают облаков. Люди подобны горам: много лет они стремятся к вершинам, пытаются покорить их, забираются все выше. Такое поведение человека обусловлено желанием понять тайные начала, попробовать прикоснуться к невидимому доселе миру.

Вставить свои 5 копеек