Анализ стихотворения Тютчева «Листья»

За Ф.И. Тютчевым прочно закрепилась слава «певца природы». В его стихотворениях природа всегда одухотворена, наделена разумом и органически связана с человеком. Тончайшее изображение поэтом пейзажей, переплетение чувства природы и философских размышлений всегда находят эмоциональный отклик в человеческой душе. Примером подобного произведения, относящегося к пейзажно-философской лирике, может послужить стихотворение «Листья». Оно написано в октябре 1830 года. Согласно Ю. Лотману, для этого периода творчества Тютчева характерно вплетение тревожных мотивов в пейзажную лирику.
Стихотворение «Листья»
В данном произведении, построенном в форме монолога, веселую, но недолгую жизнь символизируют собой листья. В первой строфе они с пренебрежением рассуждают о соснах и елях. Это отношение передается с помощью сниженной лексики («торчат»), эпитета «тощая зелень», а также сравнения «как иглы ежа».

Все это создает обездвиженный, жалкий и тоскливый образ хвойных деревьев. Листья не желают такой спокойной жизни, «в снега и метели закутавшись», спать. Несмотря на то что хвоя сосен и елей не меняет своей окраски, свежей она тоже никогда не станет. Неизменность подобного состояния усиливает повтор слова «ввек».

Зелени лиственных деревьев, наоборот, свойственно обновление, поэтому она всегда свежа. Жизнь «легкого племени», описанная во второй строфе, полна энергии: они цветут, блестят, играют с лучами и купаются в росе «все красное лето», хоть и находясь непродолжительное время в качестве гостей.

В 1-4 стихах третьей строфы представлен прием синтаксического параллелизма. Использование нераспространенных частей в этом предложении может подтверждать поэтическую мысль о том, что жизнь быстротечна. Но даже при наступлении осени листья не желают без толку висеть. Использование в 5-8 стихах риторического вопроса и восклицания передает их стремление к полету, к переменам, поэтому в следующей строфе листья обращаются к «буйным ветрам», призывая сорвать их и унести с собой.

Многочисленные повторы в последней строфе («скорее, скорей», «сорвите, сорвите», «летите, летите») усиливают их неудержимое желание отправиться в путешествие. Аллитерация звуков [с], [р], ассонанс звука [о] позволяют услышать порывы ветров, их свист и гул, ощутить свободу полета листьев. В многоточии, стоящем в конце строфы, угадывается неопределенность будущего. Зелени лиственных деревьев неведомо, что ей предстоит погибнуть, истлев в земле, ведь однажды ветры стихнут.

Композиционно стихотворение, написанное двухстопным амфибрахием, состоит из четырех строф, представляющих собой восьмистишия. В восьмистишиях каждые четыре стиха рифмуются перекрестным способом с чередованием женской и мужской рифм. Однако отличительная особенность стихотворной организации заключается в том, что пятая и седьмая строки I-III строф являются холостыми, придавая произведению особое звучание и ритм. В IV строфе холостая рифма представлена в 1 и 3 стихе. Такой перенос холостых строк в начало стихотворения словно акцентирует внимание читателя на сильном желании листьев улететь с ветрами.

Ведущим художественным приемом в стихотворении является олицетворение, причем это относится не только к листьям, наделенным способностью размышлять, чувствовать, но и к хвойным деревьям («пусть сосны и ели спят»), к ветрам («зефиры ушли»). Используемые поэтом эпитеты помогают читательскому воображению рисовать красочные образы: «легкое племя», «красное лето», «буйные ветры», «с докучных ветвей». Ярким изобразительно-выразительным средством является также антитеза.

В произведении образ жизни легких, энергичных и эмоциональных листьев противопоставлен однообразному, унылому существованию сосен и елей. Так и в жизни одни люди тяготеют к переменам, приключениям, наслаждаются каждым прожитым днем, другие отличаются пассивностью, возможно, ограниченностью в проявлении эмоций и чувств. Стихотворение Тютчева, несмотря на преобладание природной тематики, наводит на философские размышления о скоротечности жизни, о необходимости жить как в последний раз, не бояться изменить свои будни, поддаваясь иногда душевным порывам.

2 комментария

  1. Очень тонкое переплетение природы с философией. Главное читать не автоматически, а пропускать через себя. Попробуйте…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.