Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева

Известно, что Фёдор Тютчев провел свои молодые годы в Европе. В достаточно юном возрасте он поступил в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, там он получил свой аттестат и отправился на службу в Германию, где и провёл многие годы, занимаясь дипломатической работой.
Стихотворение «Цицерон»
Постоянным домом для поэта в тот момент был Мюнхен, но в силу своей занятости он должен был постоянно путешествовать по западной Европе. XVIII век — это время значительных трансформации и судьбоносных изменений в жизни Старого Света. Одно из таких важных событий застал и Тютчев. Это была Великая Французская революция. Поэт не смог промолчать и выразил своё отношение к революции в своё знаменитом стихе «Цицерон», который был написан в 1830 году.

В первую очередь стоить вспомнить, кем был сам Цицерон. Это знаменитый римский политический деятель, который прославился благодаря своему ораторскому таланту. История его жизни поразительна. Он успел застать последнее золотое время Римской Республики и увидел ёё превращение в империю. Цицерон до последнего боролся за идеалы республики и демократии, поэтому сначала выступал против узурпации власти Цезарем, а потом и вовсе положительно отреагировал на новость об его убийстве. Несомненно, что Тютчев обнаружил довольно чёткую схожесть между закатом Римской Республики и революцией во Франции, которая стала причиной падения монархии в Париже.

Начинается стихотворение с прямого цитирования Цицерона:

«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!».

Этот фрагмент намекает читателю о закате славной истории Республики. Ночь здесь — это именно конец старой истории и предвкушение начала новых времен. Времен смутных и страшных. Цицерон слишком поздно проснулся, он упустил момент, когда всё еще можно было изменить. То же самое Тютчев, поэт не понимает, откуда взялась новая революция, ведь он не видел ей причин.

В то же время, Фёдор Иванович говорит о том, что мир с каждым поколением скатывается всё ближе к бездне. Он считает, что Цицерон не понимал своего счастья, подарка, который послала ему судьба — видеть великую историю собственными глазами, быть ёё частью. По сравнению с падением Республики, революция во Франции кажется Тютчеву мелочной, даже недостойной внимания.

«Блажен, кто посетил сей мир», говорит Тютчев. По его мнению, находится во время подобных исторических катаклизмов — это высший подарок судьбы. Он, наверное, тогда не смог себе представить, что протесты в Париже изменят лицо Европы навсегда. В стихотворении «Цицерон» присутствует отсылка к мифологии. Фёдор Иванович сравнивает римского оратора с небожителем, которого позвали на пир, дабы наблюдать за этими «высокими зрелищами истории».

Подобные изменения имеют невероятную силу и каждый, кто очутится рядом с ними, получит свою часть бессмертия. Именно это и есть главная мысль всего стиха: блажен тот, кому сама судьба дарит возможность быть частью великих событий, ведь его имя также запишется золотыми буквами в книге времени.

Вставить свои 5 копеек