Женские образы в романе «Герой нашего времени»

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют четыре ключевых женских персонажа. Как сказал известный критик В.Г. Белинский, женские образы в этом произведении удались на славу.

Хронологический порядок частей романа нарушен, поэтому первой в жизни Григория Александровича Печорина появляется так называемая Ундина — барышня из главы «Тамань». Герой впечатлен и заинтригован, как это явствует из его описания:

«Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Она была далеко не красавица, но… «…»… в ней было много породы… «…»… правильный нос свел меня с ума».

Печорин, видя ее впервые, пытается понять мотив ее действий, но безуспешно:

«На лице ее не было никаких признаков безумия; напротив глаза ее с бойкой проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью, и всякий раз они как будто бы ждали вопроса».

В сущности, девушка-русалка или, как называет ее герой, Ундина — единственный женский персонаж, оказавший ему некое противостояние. И чисто физическое (пыталась утопить), и психологическое (ей он совершенно не нужен и не важен, она просто боится его, как свидетеля). И да, эта женщина вела с ним игру, руководствуясь сугубо своими соображениями. Никакой личной заинтересованности именно в нем у барышни не было, на его месте мог оказаться любой, не к месту проявивший свое любопытство. Она целует его с целью заманить в море, где рассчитывает избавиться от потерявшего голову молодого человека. Но замысел ее не удался: Печорин уже в ту пору головы своей не терял, хотя и проявил известную слабость в этом вопросе.

Далее по хронологии речь идет о событиях в Пятигорске, где появляется княжна Мери. Эта бедная девушка впервые столкнулась с мужчиной, имеющим иные взгляды на жизнь, нежели те, которые приняты в современном обществе, и оказалась к этому не готова. По всему видно, что ее судьба должна была бы сложиться по «стандартной» схеме того времени… но и тогда, и сейчас, по всей видимости, у «плохих» юношей шансы на успех были выше.

Мери — прелестная романтическая девушка, которая доверчиво попадается в ловушку более опытного и менее сентиментального человека. Подкупает ее то, что Печорин по-своему честен: он не ловелас, стремящийся обольстить юную невинную барышню. Его задел Грушницкий — просто потому что эти два типа людей редко могут мирно сосуществовать в тандеме, и несчастную княжну «зацепило» по инерции. Она не жеманная кисейная девица, которая тонко играет по общепринятым правилам светского окружения, она искренне влюбилась, доверилась… но не тому. Ее беда в том, что она, вольно или невольно, но слишком романтизировала облик Печорина.

В сущности, он не лгал княжне, не пытался ее скомпрометировать. Но их взаимоотношения он рассматривал будто бы извне — в то время, как она оказалась в самом центре событий. Героиня вызывает симпатию и искреннее сочувствие, поскольку она не глупа, добра и самоотверженна. Взять хоть пресловутый эпизод со стаканом, который она помогла Грушницкому поднять: ведь она опасливо взглянула в сторону матери, но это было уже запоздалым проявлением внимания к правилам общества. А первичным позывом души было помочь нуждающемуся.

Одновременно с княжной Мери в романе появляется еще одна женщина — Вера. Только она, в отличие от княжны, встречает Печорина не впервые. Между ними были близкие отношения в прошлом, и в Пятигорске они снова вспыхивают — во всяком случае, со стороны Веры. Печорин считает ее единственной женщиной в мире, которую он не в силах был бы обмануть. Определенно сказать, с чем это связано, сложно. Но, кроме всего прочего, ни об одной другой женщине в романе сердце героя не болит.

«Вера больна, очень больна… «…»… я боюсь, чтобы не было у нее чахотки», «сердце мое болезненно сжалось…»

По всей видимости, если б Печорин мог (не боялся!) любить всей душой, как многие другие люди, он любил бы именно Веру. Но сейчас речь не о нем, а о ней: она сумела стать ему близким человеком, другом, можно сказать. Забегая вперед, могу сказать, что Бэла другом ему не являлась никаким образом, да и княжна Мери не удостоилась такого доверия. Ради Печорина Вера пожертвовала своим семейным благополучием, признавшись мужу, что любит другого, а по тем временем это не сейчас на развод подать… И нельзя сказать, чтоб все было втуне: получив ее прощальное письмо, герой опрометью мчится ее догонять, но не успевает, и мы видим непривычную картину, в которой он лежит, обессиленный, и отчаянно рыдает, лежа в мокрой траве.

И, наконец, Бэла. Самый трагический женский персонаж… Юная черкешенка, похищенная из отчего дома, вырванная из привычной жизни, окружения, традиций… Все бы ничего, если б после ее похищения можно было бы все вернуть на свои места. Ну, понял Григорий Александрович: не мое, надоело, — и ушла восвояси, откуда пришла. Порыдает, успокоится, встретит другого! Но сейчас не двадцать первый век с привычным явлением временного сожительства без обязательств: сошлись — разошлись, все свободны. Обратно в аул Бэле дороги нет, она уже «отрезанный ломоть», и ничего хорошего ее там не ждет, хоть и говорит герой: «… если хочешь, вернись к отцу, — ты свободна». И в крепости она оказалась не ко двору. Бедная девочка! Вот уж точно жертва Печорина.

Все его душещипательные мысли, все рассуждения, весь романтический ореол — все уже неважно. Да, он приносит всем сплошные страдания: Ундине, с которой он даже не знаком! – ломает сложившуюся жизненную колею своим внезапным вторжением, Вера уже вторично разрушает семью, Мери еще долго не оправится от болезненного разочарования… но так варварски поступает, пожалуй, он только с Бэлой.

Опять-таки, не со зла… но это я все о Печорине. Он, видите ли, поручил духанщице приучить ее к мысли, «что она моя, потому что она никому не будет принадлежать, кроме меня…». Он приглянулся ей сразу, когда она его впервые увидела на свадьбе в ауле. Но разница между ее и его понятием о счастье и семье немыслимая. Бэла здесь — жертва, отчасти это обусловлено менталитетом, отчасти — обстоятельствами. Она могла расцвести, могла! Но для этого нужна была любовь, которая подпитывала ее изначально, с первый дней в крепости.

Бэла не просила ничего иного, кроме любви, а это оказалось для Печорина непосильной платой. Она не реагировала на подарки и красивые слова, пока он не решился на крайние меры: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя: прощай, я еду — куда? Почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей…».

Бэла не перенесла мысли о возможной гибели любимого из-за нее. За что, как станет ясно чуть далее по тексту, заплатила своей собственной жизнью.

Нельзя сказать, что героини романа похожи между собой. У них различны семейное и социальное положения, вера, род занятий. Единственное, что их объединяет — корень их несчастий на данный момент времени. Беспощадная любовь к человеку, который не смог сделать ни одну из них счастливой в силу собственной неспособности к счастью как таковому…

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий