Сочинение по картине «Среди волн» Айвазовского

Полотно «Среди волн» принадлежит кисти великого русского мариниста Ивана Айвазовского. Оно написано в тот период, когда художник уже завоевал достойное место в мире искусства не только России, но и за рубежом и по праву считался основоположником живописного жанра, известного, как «марина».
Картина «Среди волн» Айвазовского
Картина «Среди волн» была написана в 1898 году — это последний отрезок жизни Айвазовского, умершего спустя три года. К моменту создания «Среди волн» автор знал наизусть морскую стихию с ее изменчивым настроением и цветом, изучил принцип написания морских пейзажей, в том числе разработал собственную технику письма марины. Поэтому представленная картина так понятна и фотографически точно передает настроение, которое связывают с определениями «волнение», «тревога», «страх».

О компоновке композиции картины говорить и просто, и сложно. Ее здесь словно нет. Пространство холста поделено на две горизонтальные плоскости первого и дальнего планов. В сюжете отсутствуют главные герои, зато ярко выражено олицетворение надвигающейся войны света и тени. Небосвод прописан глубоким аквамарином с примесью черной сажи. Это позволило углубить горизонт и наделить картину мрачным колоритом.

С ювелирным мастерством передано естество водной стихии — хребты волн и паутина белой пены, словно вены живого существа, пульсирующие на глянце прозрачного тела, далее — нисходящие вниз морские хребты. Сквозь толщу воды пробивается лазурное свечение, оно переходит в седую ватную текстуру и растворяется в прозрачных брызгах. Удивительно, как масло может играть в руках Айвазовского, напоминая акварельное прозрачное письмо.

Нельзя не упомянуть об основных принципах и приемах написания работы. Иван Константинович четко следует игре светотени, тем самым наделяя детали нужным объемом. Контраст ночной синевы и выбеленных волн на первом плане оживляет сюжет. Мазки ложатся один к одному ровно и гладко. Техника айвазовского письма превращает густое масло в глянец без сумбурных и хаотичных штрихов, свойственных, например, пуантилизму.

Что хотел показать Айвазовский зрителю в этой работе? Свое мастерство? Конечно. Способность обуздать морскую стихию и заточить ее в рамки холста? Да, автор умеет и это. Но более всего подкупает удивительный симбиоз живописной работы и названия картины «Среди волн». Иван Константинович словно заставляет упасть в эту леденящую пучину, испытать себя свою волю к жизни, попробовать на вкус это страшное словосочетание «среди волн» и, быть может, спастись, а может отдаться воле упругой соленой воды. Но палитра произведения такова, что наделяет стихию колючим холодом, убивая желание окунуться.

Хочется думать, что это произведение, как и многие, по словам автора, было написано быстро и на одном дыхании. «Сделав набросок на клочке бумаги…», он приступил к работе и до тех пор не отходил от полотна, «…пока не высказался на нём своей кистью». Это заставляет испытать эффект присутствия в мастерской Ивана Айвазовского, понять его талант, узнать с чего началась эта работа, как художник играл с цветом и задавал направление волнам, исправлял неточности, перекрывая слои прежнего рисунка, «вытягивал» светлые участки и отдалял горизонт, жил своей картиной и творил настроение сюжета «Среди волн».

Представленная марина читается легко простым обывателем. Вот небо, вот вода и плохая погода. Однако автор использовал состояние природы, как способ передать свое собственное ощущение тревоги и некое предчувствие беды. Уж так повелось — творцы пишут то, о чем думают и чем живут. Но хочется осознавать, что Айвазовский нашел свой берег и теплый штиль среди синих волн.

Вставить свои 5 копеек