Сочинение по картине «Баян» В. Васнецова

Картина Виктора Васнецова названа «Баян», так как ее основным действующим персонажем является сам былинный герой с таким же именем. По своему содержанию это художественное полотно близко в древнерусской литературе, особенно к самому известному ее произведению — «Слово о полку Игореве». Известно, что это литературное произведение тесно связано с народом, его взглядами и желаниями, вот поэтому художник и взял эту летописную рукопись за основу. В картине Васнецова отражается народная культура, его мировоззрение, ведь оно отражает одну их вех эпохи, когда на Руси происходил процесс дробления феодалов.

В то время небольшие территории, которые и государством нельзя было назвать, и управляемые своим одним феодалом, разделили всю страну. И вот эти некие маленькие княжества феодалов устраивали постоянные набеги на земли соседей, постоянно были какие-то войны, которые не имели больших целей, царила вражда и разорение. Вот в это время и жил герой картины Васнецова. Знаменит он был тем, что умело и хорошо он сказывал. Таких сказителей на Руси было немного, но они ходили по городам и селам, рассказывая всякие истории и сказки, прославляя дела минувших и славных дней. Кстати, сказитель Баян упоминается и в древнерусской рукописи, поэтому Виктор Михайлович, который хорошо знал произведение «Слово о полку Игореве», не мог оставить без внимания такую яркую и глубокую личность. Известно, что многие художественные работы Васнецова посвящены именно русским народным сказкам и былинам.

В центре картины Виктора Васнецова изображен небольшой холм, который стал прекрасным привалом для уставших и измученных воинов. Расположившись на отдых, они случайно увидели старика, который не мог пройти мимо них. Он приблизился к воинам и начал свое сказание. Люди с удовольствием и интересом слушают слепого человека, который сопровождает свой рассказ и игрой на гуслях. Сказитель умеет и рассказать интересно, и заинтересовать слушателя!

Картина Васнецова «Баян»
Баян — умелый и опытный сказитель, поэтому дружинники так внимательно его слушают, затаив дыхания и представляя Родину, ее прошлое и те события, которые стали основной рассказа Баяна. Кажется, что воины видят наяву то, о чем им говорить слепой старик, словно они стали его глазами, и теперь сами видят героические и мужественные поступки воинов, но только другого времени. Таков сюжет картины Виктора Васнецова.

Рассмотрим более тщательно основные образы картины. Особое внимание стоит обратить на князя, который сидит прямо на центральном месте на холме, а вокруг него воины. Кажется, что лицо князя хмурое и суровое. Игорь, как и его дружинники, расположившись вокруг Баяна полукругом, внимательно его слушает. Рядом с князем сидит молодой юноша, это его сын. И хотя тот еще юн и почти не участвовал ни в каких сражениях, но рассказы слепого старика ему интересны, да и познавательны. Наверное, он представляет себя на месте героев, о которых сейчас ведет свой рассказ старец. Его взгляд так задумчив и устремлен вдаль, что становится понятно, что в битве он не проиграет, так как желает быть храбрым воином и заслужить в боях честь, славу и воинскую доблесть.

Конечно же, молодой князь, сын Игоря, будет отважно сражаться, защищая свою землю, ее свободу, независимость и людей, которых он оставил в родном доме. Художник использует прием контраста: за молодым и совсем еще юным сыном князя, который не участвовал в боях, стоит пожилой казак, на счету которого огромное число сражений и боев. Он тоже слушает слепого старца, подперев руками свою голову. Но рассказы Баяна возвращает его в прошлое, которое он пережил. Он снова перенесся в то время, когда сам он был еще молод, но участвовал в самых ответственных боях, защищая свою родину, защищая свою Русь.

Воины, сидящие на холме рядом с Баяном, одеты в доспехи и хорошо вооружены. Поэтому так сильно на их фоне выделяется сам князь. Игорь одет в тунику зеленого цвета и яркий плащ бордового цвета. А вокруг этих героев картины бесконечные просторы русской земли. Невдалеке видны деревья, они еще молодые и они это полотно делают более живым и реальным.

На фоне всего этого: неба, полей, воинов и даже князя выделяется образ Баяна, который одет просто. На ногах у него лапти, а сам одет в просторную рубаху. Правую руку он поднял вверх, говоря о чем-то интересном и важном, а другая рука лежит на гуслях, перебирая струны. Известно, что Баян означает вещий человек, который является потомком язычества. Его покровитель бог Велес. В былинах всегда использовали Баяна, как «соловья» старого времени. Такие сказители сами не только пели песни, играли на гуслях, но и сочиняли их. Когда-то Баяна очень любил известный князь Олег. Баян всегда свои песни посвящает князьям, прославляя их. Рассказывал в своих песнях старец о многих великих князьях, которые правили Русью.

Может быть, поэтому художник обращает внимание на небо, изображая его серым. Даже небеса слушают старика. У Баяна развиваются длинные и очень густые волосы. И этот момент создает эффект реальности. Из истории известно, что Игорь, несмотря на то, что был хорошим воином и талантливым полководцем все-таки потерпел поражение в сражении, так как он действовал в одиночку, а нужно было, чтобы князья объединились. И только единство может принести долгожданную победу. Поэтому у Виктора Васнецова образ князя обобщенный.

Автор картины использовал темные тона, чтобы показать солнечное затмение, которое как раз и стало предсказанием поражения дружины Игоря в сражении. И эта небесная темнота дает оттенок и на одежду людей, и на землю. Такую тень просто невозможно не заметить.

Художник показывает в своей картине, как был силен дух Древней Руси, людей, которые жили в то время, защищали родную землю от неприятеля. Это полотно прославляет воинов того времени, которые смогли прославить и увековечить свои подвиги. Сам Виктор Васнецов очень любит русскую землю и ее бескрайние родные поля.

Вставить свои 5 копеек