Анализ стихотворения «Талисман» А.С. Пушкина

В лирике А.С. Пушкина особое место занимала любовная тематика. Кажется, у него не найдётся ни одной строки, посвящённой какой-либо отвлечённой, далёко Музе, нет — все его любовные переживания, все нежные чувства, вылитые на бумагу, были посвящены конкретной женщине, обожествляемой в пушкинских катренах.

Несмотря на то, что возлюбленными величайшего русского поэта, национального Гения, становились в разные годы разные дамы, свободные и несвободные, близкие и далёкие, пожалуй, ни одна не затронула сердца ловеласа-Пушкина сильнее, нежели Елизавета Ксаверьевна Воронцова. Именно ей посвящены легендарные произведения классика, среди которых особенно известны «Храни меня, мой талисман», «Сожжённое письмо», «Ангел», и некоторые другие. Литературоведы назвали это явление «воронцовским циклом» в лирике Александра Сергеевича.

Любовь к замужней Воронцовой была для Пушкина болезненным, но прекрасным чувством, пережившим и коварство, и козни ревнивца-мужа, от которого, впрочем, влюблённые и не скрывали своих чувств. Многие пушкинисты утверждают, что восхищение Воронцовой было столь сильно, что именно она стала прототипом Татьяны Лариной, впрочем, кое-кто из современников поэта утверждал, что у его музы не было многих черт «милого идеала».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Перед самым отъездом Александра Сергеевича из Одессы Елизавета дарит ему перстень-печатку с сердоликом и велела хранить его, как талисман. Позже образ именно этого практически сакрального украшения будет появляться в некоторых стихотворениях поэта.

У графини останется точно такая же печатка. Долгое время они с Пушкиным будут писать письма друг другу, запечатывая их при помощи парных перстней. Это была маленькая тайна влюблённых. Этот перстень Пушкин будет хранить до самой смерти, и «с его мёртвой руки» украшение снимет Василий Жуковский, которому поэт на смертном одре передал своё самое ценное сокровище.

Существует два самых известных стихотворения А.С. Пушкина, где центральным образом становится кольцо: «Храни меня, мой талисман» и «Талисман». Первое стихотворение написано вскоре после прощания поэта с Воронцовой. Оно проникнуто печалью и тоской из-за расставания с возлюбленной. Недаром там есть строка:

«Ты в дни печали был мне дан».

Совсем иное настроение пронизывает «Талисман», написанный в духе восточной сказки.

Примечательно, что история создания этого стихотворения весьма скромна и даже загадочна: исследователи указывают лишь, что оно было написано в 1827 году, после новой встречи с Е.К. Воронцовой в Петербурге. Можно предположить, что острые чувства поэта к даме, что была старше его на несколько лет, на тот момент уже прошли, однако он сохранил в своём сердце теплоту и нежность по отношению к ней – и остался благодарен ей за любовь, доброту – и за подаренный талисман.

Несомненно, любовная тематика стихотворения «Талисман» оригинально обыгрывается и заключается в своего рода «оболочку», напоминающую сюжет восточной сказки. Такая форма выбрана Пушкиным неслучайно: Воронцова подарила поэта перстень там, где плещет море; оно навсегда было связано у Пушкина с Востоком, Кавказом. Красота и свобода жизни в тех местах часто находит отражение в его лирике и лироэпике, например, в поэмах «Цыганы» и «Кавказский пленник». Именно этим объясняется, почему лирическая героиня появляется в «Талисмане» в образе волшебницы из гарема восточного повелителя.

Стихотворение сюжетно и в какой-то степени автобиографично. В нём находят отражения личностные переживания, мысли самого автора.

Повествование начинается с описания места, где происходят события: «Там, где море вечно плещет…». Далее лирический герой рассказывает, что волшебница из гарема какого-то мусульманина, влюблённая в рассказчика, перед разлукой, как можно догадаться, читая «между строк», дарит ему талисман и просит сберечь его. Она рассказывает, что талисман неспособен спасти жизнь тому, кто им обладает, не сделает его богатым и не позволит путешествовать по свету, будто по мановению волшебной палочки, но зато он защитит героя от сердечных ран.

Если рассматривать биографию Пушкина, то можно заметить, что именно так он, воспитанный на сказках, верованиях и легендах, относился к своему перстню-талисману; он не снимал его до самой смерти и очень дорожил украшением, считая, что именно тот оберегает его и даже, по признанию самого поэта в его дневниках, он связывал свой поэтический дар с ношением талисмана.
Стихотворение написано хореем, что придаёт тексту особо мелодичное звучание, октавами (восьмистишиями), с перекрёстной рифмовкой, с чередованием женской и мужской рифмы.

«Талисман» богат средствами художественной выразительности. Пушкин использует книжную лексику и применяет приём инверсии, создавая особое очарование и аутентичность тексту. Стихотворение богато эпитетами («пустынные скалы», «печальные страны», «грозный ураган» и др.), олицетворениями (олицетворяется сам образ талисмана, луна, море и т.д.); а также поэт использует параллелизм, одинаково строя предложения во второй и третьей октаве.

Среди стилистических фигур особое место занимают рефрены (повторяются предлоги «от», союзы «но» и т.д.), анафора, градация («От сердечных новых ран,/От измены, от забвенья…») и синекдоха («очи очаруют). Особняком стоит приём антитезы, на котором построена вторая, «разговорная», часть стихотворения, представляющая собой развёрнутое высказывание волшебницы. Пушкин противопоставляет способность талисмана создать физический комфорт для человека способности уберечь душу. Этим поэт подчёркивает, что духовный мир человека для него гораздо более значим, чем мир телесный. Помимо этого автор прибегает к использованию приёмов поэтической фонетики. Так, в первых строках можно заметить аллитерацию (первые две строки первой октавы).

Стихотворение представляет собой своего рода гимн, панегирик Воронцовой, которую поэт «заключает» в образ восточной волшебницы. Он подчёркивает искренность чувств графини, наделившей своей любовью обычное кольцо и сделавшей его талисманом. Произведение проникнуто радостными нотками; у него мажорное настроение, подчёркивающее радость от новой встречи с некогда горячо любимой женщиной.

Это прекрасное романтическое произведение как нельзя лучше подчёркивает, объясняет мировоззрение А.С. Пушкина, сохранившего трепетное отношение к каждой возлюбленной из своего донжуанского, как он сам его называл, списка, особое место в котором занимала Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

Вставить свои 5 копеек

Ваш e-mail не будет опубликован.