Сочинение на тему «Евгений Базаров и Павел Кирсанов: противостояние героев»

Едва появившийся в печати роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» породил множество споров и критиков, и читателей, и других литераторов. До сих пор это произведение волнует умы, заставляя задумываться над его идеей, пытаться разгадать образы героев…

Автор романа впервые употребляет на страницах книги слово, которое впоследствии станет нарицательным и получит широчайшее распространение: нигилизм. Как опытный и тонко чувствующий всё, что происходит вокруг, именно И. Тургенев так остро ощущает изменения, которые происходят в обществе того времени. Он отмечает не только межпоколенные изменения, заставляющие «детей» искать удовольствие и удовлетворение потребностей не в традиционных для человека того времени занятиях, а в новых тенденциях; «свободомыслие» является одной из таких тенденций.

При этом в романе отчётливо наблюдается и социальный антагонизм в обществе; это время, когда «плебеи» встали во весь рост и осознали, что и у них есть гордость, что они ничем не хуже «баричей», как иронично Базаров назовёт своего приятеля Аркадия. Это сложное и многоаспектное противоречие находит своё воплощение в одной из самых напряжённых и интересных линий романа «Отцы и дети» — линии о взаимоотношениях Евгения Васильевича Базарова и Павла Петровича Кирсанова.

Сам Тургенев, создавая эти образы, признавался, что, принадлежа к тому же классу, что и Кирсанов, он, автор, больше симпатизирует грубому, резкому и деятельному Базарову. В одном из писем он честно и искренно заявлял, что, за исключением отношения Евгения ко всему художественному, творческому, он разделяет почти все его взгляды. Тургенев занимает срединную, «золотую», позицию, уравновешивающую полностью противоположные мнения своих героев.

Базаров, как представитель класса «героев времени», типа персонажей, открытого ещё А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин», изображён художником честно, без прикрас: это злая и крепкая фигура, «наполовину выросшая из земли», не лишённая истинно русских черт — трудолюбия, простоты, сердечной пылкости. Своей искренностью и открытостью Евгений притягивает внимание и поражает воображение. Кирсанов —старший же создан как образ гипертрофированный, гиперболизированный и во многом ироничный — однако и его фигура в своей непохожести на главного героя вызывает глубочайший интерес — как, впрочем, и интерес к конфликту между ним и Базаровым.

Впервые герои — антагонисты сталкиваются по приезде окончившего университет Аркадия домой. Несмотря на то, что до откровенных словесных столкновений им ещё далеко, оба героя, и манерный Павел Петрович, и нарочито неопрятный Базаров настораживаются, не принимая друг друга. Даже во внешнем облике персонажей прослеживается удивительное противоречие, кажется, исключающее всякую возможность их дружелюбного отношения друг к другу. Так, Кирсанов, привезший из Европы «страсть ко всему английскому», одевается нарочито изысканно, чем сильно выделяется не только среди слуг, но и среди многих других провинциальных дворян. Он, подобно Онегину, думает «о красе ногтей», и их аккуратность вызывает раздражение у Базарова. Аристократические привычки Павла Петровича Тургенев подчёркивает при помощи одной детали: его постоянно сопровождает запах одеколона. При объятиях с племянником он трижды касается его щёк «надушенными усами»; герой велит обкуривать ароматной водой свою комнату, морщится и нюхает одеколон и т.д.

Базаров же, который всячески подчёркивает свою связь с народом, с землепашцами, выставляет напоказ своё незнатное происхождение. Он не гонится за модой и чурается изысканности, наоборот — его жизнь составляет крайне простой быт, небрежность, граничащая с неопрятностью, презрение к роскоши. Павла Петровича смущает красная рука Базарова, выдающая незнакомство молодого доктора с перчатками, скромный балахон, длинные неухоженные волосы. Именно Кирсанов — старший первым выражает своё недовольство общением со своим противником. При встрече аристократ не подаёт руки Евгению Васильевичу и даже убирает её обратно в карман. Эта деталь символизирует начало будущих идеологических столкновений.

Особое отличие в отношении героев друг к другу. Несмотря на то, что первое впечатление друг о друге у обоих сложилось непривлекательное, именно Кирсанов стал первым предпринимать попытки «уесть» разночинца—Базарова. Отчего—то в его душе проснулась настоящая ненависть к этому незнакомому человеку, в то время как Евгений долгое время избегает реакции на колкости Павла Петровича; он относится к Кирсанову прохладно, равнодушно, а не негативно. В самом первом споре он и вовсе не дискутирует, но тезисно высказывает все свои убеждения, противоречащие мнениям Кирсанова.

Евгений сразу причисляет Павла Петровича к плеяде «романтиков», которых он считает совершенно бесполезными для общества. Себя же он относит к нигилистам, реалистам, к людям, готовым «расчистить место» для всего нового, к тем, кто уничтожит старые принципы. Он практик, который не терпит ничего бессмысленного, на его взгляд, бесполезного. Базаров — человек, раздражающий Павла Петровича своей развязной манерой говорить и обращаться с ним, с аристократом. Отрицание приличий и этикета есть проявление той самой «плебейской гордости», которая удивляет Кирсанова. Если раньше разночинец пользовался милостью дворянина и мог быть вхож в его дом, то сейчас это — явление повсеместное; нет больше того трепета и… подобострастия, что ли, которые были так характерны раньше. Эти происходящие в социуме изменения вызывают раздражение старого светского льва, который не готов смириться с постепенным утрачиванием дворянского авторитета. Это становится одной из причин его ненависти к своему антагонисту.

Однако несмотря на кажущееся противостояние, у Базарова и Кирсанова не так уж и много взаимоисключающих мнений. В первую очередь они касаются отношения к жизни и к любви. Так, Павел Петрович считает себя человеком принципиальным; он цепляется за эти рамки приличия, норм. Во многом именно эти рамки сдерживают его и не дают «потерять лицо». Базаров же отрицает любые авторитеты; его тезис — уважение нужно заслужить, заслужить собственным трудом.

Любовь — крайне спорное явление, кардинально отличающееся во взглядах героев. Павел Петрович некогда был влюблён — сильно, отважно, отчаянно, но в силу обстоятельств эту любовь он потерял, но сохранил тот благоговейный трепет к женщине, к чувству. Евгений Васильевич же выступает против любви как чувства, способного создать одни лишь неприятности, чувства, делающего любого человека уязвимым. Не позволить женщине завладеть и коником пальца — вот его убеждение.

При всём при этом и судьбы, и трагизм личностей героев на самом деле очень похожи. Тургенев нарочно сближает персонажей при всём их кажущемся отрицании друг друга, демонстрируя несостоятельность обоих типов мышления, двух мировоззрений.

Один из критиков утверждал, что Базаров не смог найти друзей, поскольку не встретил личность столь же сильную, что и он сам — а довольствоваться ролью «хозяина» в дружеских отношениях он не хотел, так что предпочитал ни с кем особенно не сближаться. При этом Павел Петрович — личность, по силе сравнимая с Базаровым. Вполне вероятно, что именно из них могли бы получиться настоящие друзья, если бы не трагическое окончание судеб обоих.

Итак, как уже было сказано выше, на самом деле герои и их убеждения не настолько противоположны, как может показаться. Это одинаково сильные личности, способные подчинять других людей своей воле и не желающие пользоваться этой способностью. Кирсанов и Базаров удивительно самолюбивы, горды, что тоже объединяет их. Обоих героев таинственным образом тянет к Фенечке, и оба понимают, что эти желания эгоистичны, порочны и бессмысленны. Судьбы героев окажутся удивительно похожи: отрицающий любовь, «убивающий в себе романтика», Базаров полностью повторяет трагическую историю Павла Петровича, влюбляясь в упоительную женщину — сфинкса, ставит всё на карту этой любви и, сломавшись, не выдерживает поражения.

Особая схожесть наблюдается во взглядах героев на искусство и в отношении к народу. Так, Кирсанов защищает прекрасное — но сам абсолютно равнодушен к творчеству. Базаров отрицает пользу искусства — и при этом демонстрирует удивительное знание произведений Жуковского, да и других романтиков.

И Павел Петрович, и Евгений Васильевич одинаково относятся к народу: они общаются с ним и видят его силу, но при этом одинаково сильно презирают крестьянство за его «темноту». Отличие состоит лишь в том, что Базаров не скрывает своего презрения, а Павел Петрович стремится спрятаться за маской добродетели.

Дуэль Базарова и Кирсанова — трагическая попытка разрешить неразрешаемое противоречие. Не в силах принять сторону другого, полнейшее отрицание чужого мнения приводят к необходимости избавления. Пылкое сердце Базарова отчётливо проявляется в этом эпизоде. Нигилист, прекрасно понимающий бессмысленность дуэли, соглашается на этот исключительно светский, аристократический обычай, тем самым наступая на горло собственным убеждениям. Этот на самом деле добрый и чувствительный человек оказывает помощь сопернику и даже помогает тому найти благовидный предлог для дуэли, чтобы скрыть его истинную причину и уберечь от волнений Аркадия и Николая Петровича.

Перед своей гибелью Базаров неожиданно для самого себя признаётся: он не нужен России, он ничего ей не дал. Пожалуй, теми же словами можно охарактеризовать судьбу Павла Петровича: недаром после венчания брата и племянника он покидает имение и отправляется в Дрезден, далеко от Родины, понимая, что и он, как и Базаров, неспособен дать ей ничего. Тургенев, как умелый психолог, раскрывает несостоятельность и бесперспективность максималистических мироощущений и Павла Петровича, и Евгения Базарова, демонстрируя необходимость найти «золотую середину» между прагматизмом и своего рода догматизмом.

Вставить свои 5 копеек