Сочинение на тему «Дружба Базарова и Кирсанова»

Едва только вышел в свет роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», как шквал критики посыпался на его автора. Дело в том, что писатель поддержал на тот момент очень интересную волну в развитии русской литературы, начатую ещё А.С. Пушкиным, и создал своего «героя времени». И, как и большинство таких персонажей, представителями чьей плеяды являются и Евгений Онегин, и Григорий Печорин, и Обломов, и даже неслучайно безымянный главный герой современного романа Сергея Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке», он остался недопонятым читателем и, разумеется, критикой.

Чуть позже литературоведы назовут это литературное явление термином «лишний человек» — это герой, которому не находится места в окружающих его реалиях.

Итак, читатель и критика резко противоположно приняла роман вместе с его главным героем — студентом медицинского факультета Евгением Базаровым. Сам И.С. Тургенев из Парижа писал своему приятелю, Ф.М. Достоевскому, в письме от 4 мая 1862 года, что он крайне разочарован тем, что «Отцы и дети» оказались никем не понятыми, за исключением вышеупомянутого Достоевского и Боткина: «никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо — а все толкуют: «зачем он так дурен?» или «зачем он так хорош?».

Тургенева обвиняли в непонимании русской культуры, жизни, ссылаясь на то, что в России писатель жил крайне недолгими периодами, а больше в Европе. Однако именно в этом и оказалось главное достижение Ивана Сергеевича! Благодаря его своеобразной «отдалённости» от жизни родины он смог так тонко уловить все происходящие в ней изменения, со стороны взглянуть на то, что «замыленный» русский глаз и уставший русский ум уже не видели, не замечали. Через несколько лет после выхода романа такие вот Базаровы окажутся явлением повсеместным.

Тургенев оказался намного более прозорливым, чем передовые люди государства. Он предсказал колоссальное общественное явление и объяснил, что оно абсолютно несовершенно.

Интересно трактуется выдвинутая в заглавии основная проблема: отцы и дети. Кажется, речь должна идти о противостоянии двух поколений — и поначалу кажется, будто это действительно так. На стороне «детей» оказываются Евгений Базаров и его близкий друг, Аркадий Кирсанов. Позже может показаться, будто к этому же поколению относятся и Катя, и Анна Сергеевна.

Однако если разобраться, то выяснится, что конфликт гораздо глубже — это конфликт общественных течений, мироощущений, воззрений и даже в какой-то степени конфликт социального неравенства. В какой-то момент оказывается, что «дети» в романе представлены одним лишь Базаровым — он один против целого мира. Одной из наиболее ярких сюжетных линий, позволяющих как можно глубже разобраться в авторской задумке «Отцов и детей», является линия дружбы Аркадия и Евгения — и вопрос, можно ли эти отношения назвать дружбой.

Почти с первых страниц романа, сразу же после появления двух студентов-приятелей, становится ясно, что Аркадий воспринимает своего друга как… наставника, как кумира, идола. Он буквально «заглядывает в рот» Базарову, покорённый его смелостью, нетривиальностью взглядов.

Евгений выглядит передовым человеком своего времени, что очень привлекает домашнего и мягкого Аркадия, впервые столкнувшегося с такой «необычностью» человека.

Базаров же относится к своему товарищу покровительственно; он действительно старается научить его всему, что интересует его, тем самым парадоксально нарушая нигилистический принцип не принимать на веру ни один авторитет, каким бы уважением он не пользовался. Аркадий доверяет Базарову, откровенничает с ним, ловит каждое его слово. Неслучайно Тургенев, говоря об их взаимоотношениях, указывает на небольшую деталь: в спорах с Базаровым Аркадий всегда выходил проигравшим, хоть и говорил куда больше, чем его наставник. Невольно вспоминается крохотная заметка из журнала Печорина, в котором тот так пишет о докторе Вернере: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…». К сожалению, в этом тандеме вторые роли были отданы Кирсанову-младшему.

Путём проб и ошибок этот юный и невинный цветочек, тянущийся ко всему новому, будто к солнцу, всё же находит именно свой жизненный путь. Дома, в привычной ему атмосфере, он видит и подмечает всю ущербность базаровского мировоззрения. Аркадий неспособен презирать людей, особенно родных, он чуток и нежен, влюбчив и искренен. Базаров, запирая собственное пылкое сердце в клетке всеотрицания, слаб; он более всего боится признаться в том, что его антигуманистическая теория, как и у Раскольникова, претерпевает поражение, она оказывается бессмысленной, нежизнеспособной.

Стоит отметить интересную деталь: дом Одинцовой, где зарождается чувство Базарова к хозяйке дома, выкрашен в жёлтый цвет. Таким же красили стены психиатрических лечебниц. Эта тончайшая параллель, почти не замеченная читателем, является очень интересным символом: полюбив Одинцову, Евгений начинает чувствовать болезненный разрыв с собственной идеологией, который выливается в нервное расстройство.

Аркадий же, будто в противовес бывшему приятелю, напротив, счастлив в своей любви к Кате. Его история заканчивается как нельзя лучше – он создаёт семью с любимой женщиной. Именно в этом эпизоде происходит окончательный разрыв между ним и Базаровым. Пожалуй, как и Печорин, Базаров не был способен на истинную дружбу, а потому его отношения с Аркадием нельзя считать ничем, кроме приятельства и в какой-то степени сотрудничества. Евгений был слишком жёсткой, сложной, многогранной личностью. Он не имел сил относиться как к равному к любому, кто был в своих убеждениях, по своему духу хоть сколько-нибудь слабее, чем он сам. В романе не встречается никто столь же сильный, за исключением… Павла Петровича! Но и с ним Базаров не может сойтись, поскольку запирает своё отчаянное сердце, не позволяя чувствам вырваться на свободу.

По задумке Тургенева Базаров, как и все одиночки, сурово наказан судьбой: он погибает, поняв, что «не нужен России». Действительно, этот передовой человек, максималистичный в своих убеждениях, слишком обогнал действительность и оказался выброшен за борт жизни. Павел Петрович, ещё один одиночка, наказан не меньше: он вынужден покинуть родное имение. Счастливыми оказываются лишь те, кто не тянет лямку жизни в одиночку: Одинцова с новым мужем, Катя с Аркадием, Кирсанов-старший и Фенечка.

Иван Сергеевич Тургенев удивительно точно и жёстко демонстрирует бесплодность и бесперспективность нигилизма как общественного явления. Недаром писатель заканчивает свой роман такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Вставить свои 5 копеек