Научно-технический прогресс и духовная жизнь человека

Мы живём в век научно-технического прогресса, развития компьютерных технологий, сотовых связей, цифрового телевидения. Техника сделала нас могущественными. Но сделала ли техника более сильным просто человека, одного человека? Вряд ли. Да, страны, государства год от года становятся более могучими. Изобретаются всё новые орудия и приспособления. Открываются новые планеты и звёзды. По всевозможной мощи такие страны, как Соединённые Штаты Америки и Россия шагнули очень далеко вперёд.

Можно ли сказать, что и духовное развитие человека идёт такими же семимильными шагами? Скорее всего, нет. Сплошь и рядом можно видеть людей, которые не хотят выйти за круг бытовых забот: нет у них духовного томленья. Сидят они в своей скорлупе и носа не высовывают. Обыватели, одним словом. Единственное желание, которое они хотят осуществить, — это желание приобрести, получить, достичь, стать… Но разве это конечное предназначение человека? Высокое предназначение человека — стремление к добру, неутолимой жажде правды. Духовная жизнь — это, по словам Александра Сергеевича Пушкина, «священный сердца жар, к высокому стремленье». Можно с уверенностью утверждать, что могущество человека заключается не в умении управлять современной техникой, не в военной мощи государства, а в силе духа людей, живущих в нём.

Маховик машины цивилизации и нравственное состояние общества… В каком соотношении они находятся на современном этапе? Каким образом влияет технический прогресс на моральные устои человечества? Именно над такими вопросами задумывались русские писатели на протяжении нескольких веков жизни общества.

Рассматривая данную важную социально-нравственную проблему, например, Леонид Максимович Леонов, русский и советский писатель, в одной из публицистических статей пишет о том, что вроде бы «прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всё скаку». Но в то же время, волнуясь о будущем человека, автор метафорически говорит: «…Дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире». Складывается впечатление, будто «человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности», — с горечью замечает автор. В конечном итоге Леонид Леонов приходит к неутешительному выводу: в погоне за очередным изобретением человек своими руками разрушает своё благополучие. «Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорвать с неё», — предупреждает публицист.

Действительно, научно-технический прогресс и духовное развитие общества идут с разной скоростью. И победа, по всей вероятности, вовсе не на стороне нравственности. Человечество в двадцать первом веке достигло невероятных успехов: компьютер, мобильный телефон, робот, покорённый атом! Но нет ощущения спокойствия и благополучия, будущее тревожно… Каковы будут последствия всей этой компьютеризации и роботизации? Что с нами произойдёт в будущем? Куда мы движемся? Современный человек похож на неопытного водителя, недавно получившего права и несущегося на новом автомобиле, не зная и не понимая того, что ждёт его там, за поворотом.

В русской художественной литературе также поднимается эта актуальная проблема. Так, Михаил Александрович Булгаков в повести «Собачье сердце» рисует образ профессора Преображенского, который пересадил гипофиз человека дворовому псу. Результат оказался плачевным: Шариков — это какой-то недочеловек. У него нет ни души, ни чести, ни совести.

Таким образом, необдуманные действия на пути прогресса науки и техники могут привести к гибельному финалу. И чтобы этого не произошло, чтобы наша планета досталась будущим поколениям в целости и сохранности, людям необходимо очень ответственно относиться к плодам цивилизации. Да и сама природа слишком много потратила усилий на человека, «чтобы так запросто и по-собачьи дать ему умереть».

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. Всё в мире происходит в определённое время .И опыт жизни на земле разумного человека подсказывает ( подсознание) что двери открываются по мере желания пространства