Анализ стихотворения Жуковского «Море»

Творчество Жуковского, за исключением ученического, делится на три периода. Ко второму периоду, продолжающемуся с 1808 по 1833, относится романтическая элегия «Море», написанная в 1822 году. В ней большое внимание уделяется красоте природы, бурным стихиям.

Именно отведение большого внимания красоте природы и стихиям относит произведение к романтическим.

Сначала Василий Андреевич показывает море «безмолвным», «лазурным», спокойным. Оно было таким ласковым, что человек, наблюдавший за ним, «стоит очарован над бездной его», которая завораживает его, манит, притягивает необычной красотой.

Этот человек не только любуется водной гладью слегка колышущегося моря, но и хочет, чтобы оно (море) «открыло глубокую тайну» свою. Но я думаю, что нам никогда не удастся узнать всю тайну до конца…

Если подумать: на что похож этот бескрайний простор, то хотя бы приблизительный ответ дать можно.

По-моему, море — это душа без конца и края, которой движет любовь, а это значит, что «глубокой тайной» является любовь — чувство, при котором из одной искорки загорается целое пламя.

Если бы я была художником, то на первые четыре строфы нарисовала бы такой пейзаж: по чисто голубому небу медленно «плывут» чайки, на фоне неба утес с крутым обрывом. На самой вершине его человек, смотрящий на чистую гладь лазурного (светло синего) моря. В свою очередь море бережно и нежно омывает берег и ласкает низ крутого обрыва.

В элегии много эпитетов: «Безмолвное море», «облака золотые», «светлое небо», которые показывают красоту, безмятежность природы перед наступлением бури. Но посмотрите, как все меняется с ее приходом: «темные тучи», «враждебная мгла» — теперь нет никакой безмятежности и мягкости, осталась только недружелюбность.

С помощью этих эпитетов я представила себе бушующее море, где «враждебная мгла» борется со «светлым небом».

Движение моря во время бури, его противостояние показывают многочисленные глаголы: «бьешься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвешь», «терзаешь». Также они показывают его огромную силу, способность бороться и необъемлемую волю к победе. А глаголы в начале элегии, говорят, что море живо и, что оно наделено способностью любить: «дышишь», «движет», «ласкает».

Услышать шипение моря и его удары о скалы при противопоставлении добра и зла, мы можем при помощи аллитерации, где повторяются звуки «т» и «ш»:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Добро побеждает, но оно перестало быть таким безмятежным (хотя внешне и выглядит спокойно). Оно преисполнено тревогой из-за переживаний, что «враг» может скоро опять придти, но все это скрыто «в бездне покойной».

Именно сейчас «сладостный блик возвращенных небес» кажется нам пленительно-милым, прелестным, но море хоть и любуется им, но «дрожит за него», боясь, что злая стихия снова овладеет им (небом) и принесет с собой «темные тучи», «грозное небо».

Ты в бездне покойно скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

По выражению В.Г. Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Мы ясно ощущаем это, читая стихотворение «Море». Нравственное достоинство человека, чувство долга — вот что ценил Жуковский в людях и утверждая это в своих стихах.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Анализ стихотворения очень подробный и точный. Я еще добавлю о самом поэте. Он учил русскому языку будущую императрицу Александру Федоровну и был воспитателем будущего императора Александра II.