Сочинение по картине Левитана «Золотая осень»

Знаменитая картина «Золотая осень», одно из украшений «Третьяковской галереи», по праву считается «энциклопедией русской осени». Удивляешься множеству цветовых вариаций так же, как и количеству разных репродукций этой картины.

Мне досталось описывать насыщенно яркую. Увидев по окончании фото самой картины, вывешенной в «Третьяковской галерее», ощущаешь удивление – насколько различное впечатление создаётся в зависимости от того, какими красками наполнишь картину. В моей репродукции… тепло.

«Золото» – здесь ключевое слово, поскольку его отсвет виден во всем: осень отражается и в небе, и в реке, в самой природе. Берёзы, вобравшие в себя все оттенки золота, – самые яркие на картине, именно на них художник акцентирует наше внимание. Они яркими мазками кисти привлекают взгляд, как бы вобрав в себя последние яркие лучи осеннего солнца…

Картина Левитана «Золотая-осень»

«Бабье лето» так же скоротечно, как и век, отведённый свежести и неувядаемости женской красоты. Природа скоро вздохнёт украдкой, и золото её волос станет опадать, встревоженное строгой поступью времени.

Небо все ещё сияюще ясное, тёплое, ласковое. Берёзы наслаждаются его последними бархатными лучами, нежатся, чарующе красивые, богато одетые. Кое-где за ними другие деревья переодеться ещё не успели и стоят, создавая контраст, добавляя в разноцветье красок свою насыщенную ноту.

Красный цвет ещё неярок, но скоро он будет контрастировать с жёлтым. Пока, все же, он не стал красным, он оранжевый — дозревает, готовится, насыщается.

Зелень в картине тоже припорошили осенним золотом, создавая ощущение теплоты. Ещё можно в жаркий осенний день рискнуть и пройтись босиком по траве, но земля уже медленно остывает под своим ярким покровом.

Вода кажется тёплой, но это всего лишь иллюзия. Тепло разлито в самом воздухе, можно сидеть на берегу реки, жмурясь, подставив лицо солнцу. Золото осени не настоящее – можно даже сказать, «не все то золото, что блестит». Вряд ли стоит пытаться искупаться, поверив обманчивой ласковости тихих вод.

Заинтересовавшись, смотрю на фото картины. Опять другое впечатление! На фото, где картина из «Третьяковской галереи» — вечер, свет слева, создаётся стойкое ощущение одиночества, конца лучших дней, нахмурившееся небо и одинокая тихая река, почти незаметно текущая вдаль, усугубляя непреходящее ощущение печали. И слово «золото» здесь звучало бы с издёвкой, настолько бедны краски. Это не золото, а потихоньку сползающая позолота, нанесённая тонким слоем. Холод тихой сапой заползает в душу, свиваясь там в кольцо и устраиваясь поудобнее.

Почему я рассматриваю настоящую картину второй? Репродукция была ярче, картина заставляет грустить, заставляя осознавать одиночество приготовившейся к холодам природы. Ощущение одиночества не проходит, краски тусклы, ощущается первое дуновение холодного ветерка. Это так, осень – пора одиночества, как и весна – возрождения жизни.

Задумываюсь и убираю картину с глаз. Берёзы больше не радуют. Готовлюсь к осени, по-настоящему осознав, что она наступает. Ёжусь и накидываю на плечи пиджак. И правда: холодает.

Вставить свои 5 копеек

3 комментария

  1. Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами , я с этим полностью согласен . Художник воспевал красоту природы . И
    вложил всю любовь в картины они похожи на утонченную поэзию .

  2. Цифровые технологии на высоте сейчас. Но в картинах вложено чувство природы, какой ее воспринимает художник. И он с нами этим делится. Это разговор на другом уровне.