Любовь и дружба в жизни Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева

И.С. Тургенев, как будто определяя ценность своих героев, неоднократно подвергал их «испытанию любовью». Обрисовывая могущественную личность нигилиста Базарова, писатель не мог изменить своим художественным принципам. Но как мало похож Базаров на романтичных героев-любовников! Всё, что относится к сфере чувств, он презрительно величает «романтизмом» и откидывает как неприемлемое. Да и о женщине говорит нарочито грубо или прагматично: «Нравится тебе женщина, — пытайся добиться толка, а нельзя — ну, не надо, отвернись, не только света, что в окне». Это один из «принципов» Базарова.

Но что за женщины встречались на его пути? Могла ли обмануть его ум или чувства Кукушина, мог ли он всерьёз влюбиться в Фенечку? Нет. Но вот на его пути возникла Одинцова, женщина, которая не только вынудила восхищаться ею, но и дала повод уважать себя. Базаров увидел в ней ровню себе, возможно, поэтому и дал волю чувствам, ранее ему не свойственным. Он полюбил эту женщину искренне, запретив себе анализировать ее характер. Но она пренебрегает его любовью.

Холодный интерес и надменность руководили этой женщиной, ведь это так приятно — увидеть у своих ног человека действительно стоящего. Базаров сразу же уезжает, и это полностью согласно его принципу. Но все же приезжает к Одинцовой ещё два раза. Почему? Он тешил себя иллюзией, что все ещё может измениться. Этого не случилось, но Базаров все же приехал не зря: он сделал открытие о характере Одинцовой. Высказываясь о возможности помолвки Аркадия и Кати, он сказал, что это партия со всех сторон хороша, потому как состояние Кирсановых достаточно велико, и Одинцова после этих слов внезапно покраснела.

А Базарова озарило: он тешил себя надеждой зря, она не только не любит его, возможно, вообще не способна любить, а покраснела из-за того, что тайный центр ее души — деньги, но ни за что не хотела Анна Сергеевна, чтоб это понял Базаров. Они на самом деле хорошо понимали друг друга и без слов. Вот почему, когда Базаров прощался с Одинцовой, и та протянула ему руку, он ответил: «Нет, — сказал он и отступил на шаг назад. — Человек я бедный, но милостыню до этого времени не принимал. Прощайте-с, и будьте здоровы».

В этом весь Базаров: сильный, гордый, независимый. Он не желал, чтобы любимая женщина увидела его слабым, не жалости он достоин, а любви. Мысль о том, что Одинцова вынудила его изменить одному из принципов, не давала покоя герою. Невнимательность привела его к ранению, что оказалось фатальным.

Его любовь превозносила и самого Базарова, и Одинцову, что показала себя не той женщиной, которая способна полюбить. Не столько милосердие руководило ею, когда она приехала к умирающему Базарову, сколько желание подняться в своих глазах. Базаров, который любит её так же сильно, как и раньше, требуете присутствия, чтобы даже в последние минуты жизни доказать и себе, и ей, что ничто не может его сломить, что он верный себе даже сейчас. Это была их своеобразная дуэль, после которой Базаров остался непобеждённым.

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», — говорит он Одинцовой, полностью оценив её великодушный поцелуй в лоб, покрытый потом. Она рисковала ради него? Кто знает, но ясно одно: никто не увидел Базарова слабым, проигравшим. В этом последнем поступке проявилась сила его характера, истинная ценность его личности.

Вставить свои 5 копеек