Жизненные предпосылки, повлиявшие на разработку образа Демона в поэме Лермонтова

Время, когда в творческом воображении М.Ю. Лермонтова начинает складываться образ Демона из последующей одноименной поэмы, явились для русской общественности годами испытания и мятежного порыва.

Общественные противоречия первой четверти девятнадцатого века и последовавшей эпохой духовного упадка, отмеченные тяжелой печатью борьбы за свободу, нашли свое непосредственное отражение в поэме Лермонтова «Демон». В России в это время в воздухе витали те освободительные идеи, за которые отдали свои жизни декабристы, представители одного из первых российских революционных движений.

В 1827 году Лермонтов в сопровождении бабушки прибывает в Москву, в дальнейшем его определяют в Университетский благородный пансион, где юный поэт впитывает веяния времени, ведь в стенах его происходило формирование мировоззрения будущего поэта, здесь же ходили, передаваясь из рук в руки и из уст в уста тетради с запрещенными стихами поэтов-декабристов, которые тайно передавались от одного к другому. В то время кругозор и литературные интересы поэта были уже чрезвычайно широкими, на него повлияли не только произведения русских авторов; благодаря хорошему владению иностранными языками, М.Ю. Лермонтову были доступны произведения Мильтона, Байрона, Гете и Шиллера, а также некоторые другие. В своих ранних произведениях, а также к моменту создания поэмы «Демон» поэт приходит к выводу, что существующий общественно-политический строй обрекает людей на страдания, поскольку в мире господствуют тирания и насилие над человеческой личностью, которые угнетают волю, что сделало жизненные предпосылки источником напряженных раздумий над окружающей действительностью.

Именно в стенах Московского университетского пансиона Лермонтов делает первые наброски своей поэмы, именно здесь начинает трудиться над разработкой образа Демона, который формировался долгое время, меняясь и трансформируясь, поскольку поэт искал ту художественную форму, которая бы в полной мере отразила характерные черты образа главного героя поэмы. Но через все наброски можно проследить схожую тенденцию в обрисовке образа Демона: зло не является природной чертой Демона, он стал таким под влиянием внешних сил, хотя инстинктивно тянется к свету, к счастью, воплощением которого для него становится Тамара. Демону, как и современникам поэта, присуща тоска по утраченным безвозвратно идеалам, о «потерянном рае».

Вставить свои 5 копеек