Сочинение на тему «Мцыри и Демон»

Литературоведы до сих пор продолжают обсуждать вопрос о том, какая из этих двух поэм выше в идейно-эстетическом плане? Оба произведения стоят на вершине пьедестала достижений мировой романтической поэмы. В обеих из них наличествует социальный протест и богоборческие идеи. Вместе с тем, каждая поэма в идейно-эстетическом отношении своеобразна, каждая из них затрагивает различные, отличные друг от друга проблемы.

Достаточно известный миф о восставшем против отца небесного духе зла, который терпит поражение и изгоняется из рая, перефразируется поэтом в поэме «Демон».

Лермонтов акцентрирует свое внимание на возвеличении человека в его стремлении к свободе, в желании неограниченного познания мира.

Первоначально Демон наполнен верой и любовью. Но им движет жажда познания. Что видит Демон на созданной богом земле? Всюду совершаются преступления, за преступлениями следуют казни. Идеальность вселенной, совершенство жизни подвергаются им сомнению. Возникает стремление к свободе. В отместку за это следует отвержение богом, превращение в изгнанника. Он мстит не только творцу, но и любимым его твореньям—людям.

Но олицетворение красоты Тамара увлекает его, вызывает его страсть, а вместе с этим и лучшие его качества. А Тамара же пребывает в мучительной борьбе: ведь рассудок велит ей уберечь себя от соблазна, а сердце неотвратимо влечет к Демону. Но при виде ангела в Демоне вновь расцвел «старинной ненависти яд», который и уничтожил земную красоту Тамары. Демон же вновь остается между небом и землей, без возможности привязаться ни к той, ни к другому. Это и есть его трагедия. В своем стремлении к счастью, идеалу терпят поражение оба героя.

Историческая важность союза между Грузией и Россией явно подчеркивается поэтом в поэме «Мцыри». Вместе с этим свобода и смысл человеческого существования – тема поэмы. Любовь к близким, стремление служить им, воспевание свободы, готовность умереть за нее, протест против порабощающей человека неволи – вот ее основной идейный пафос. Герой поэмы идеализируется в своем стремлении вырваться из заточения. В душе его царит тоска по родному аулу, по общению с людьми, близким ему по духу и обычаям. Мцыри, покидая эту жизнь, примиряется со своим окружением, но превыше всего для него продолжает оставаться свобода.

Образ Мцыри представляет собой огромное художественное обобщение. Он олицетворяет собой трагизм, страдания, недовольство прогрессивно мыслящих людей лермонтовской эпохи существующим общественно-политическим строем, их стремление к свободе.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий