Анализ комедии «Горе от ума»

В формировании реалистического направления в русской литературе неоспорим и вклад, внесенный Грибоедовым. Начало его литературной деятельности было неудачным. Будучи по своей природе очень честолюбивым и считая, что его талант не признан, он отправляется в Грузию. Возвращается он только в 1824 году. Сразу по возвращении у него начинаются белые полосы в жизни, один успех сменяется новым. Вершиной его творчества становится «Горе от ума». Популярности комедии способствовал и ее язык. Будучи противником засорения языка иностранными словами, драматург использовал в пьесе простую народную речь.

Время создания комедии приходится на тот период, когда в России создавались различные декабристские тайные организации по борьбе с дворянами-реакционерами. Эта борьба воспринималась и как борьба нового со старым. Именно ее и отобразил в комедии драматург. Не трудно догадаться, что Чацкий явился олицетворением нового – умного, прогрессивно мыслящего человека, который вступает в схватку с консервативным, отсталым обществом дворян-крепостников.

С большим мастерством Грибоедов объединяет в пьесе изображение невзаимной любви героя к Софье с его столкновением со столичным дворянством. Примечательно, что все события происходят в течение одного дня.

В начале пьесы автор одновременно знакомит нас с некоторыми из персонажей и подготавливает к появлению других. Перед зрителем раскрывается быт семьи московского барина Фамусова.

Появление Чацкого вносит в пьесу динамику. Но еще до его появления из речи персонажей у зрителя уже создано некоторое представление о нем. Чацкий влюблен в Софью, но та не отвечает ему взаимностью, а любит Молчалина. Но герой никак не может поверить, что Софья может любить такое ничтожество. Подшучиванием над Молчалиным Чацкий настраивает против себя Софью, решившую отомстить ему за Молчалина. Именно она пускает слух о сумасшествии Чацкого. Клевета попадает на благодатную почву, так как своим умом и острословием герой пьесы сумел настроить против себя все общество.

К концу пьесы Чацкий убеждается в любви Софьи к Молчалину, более того, узнает, кто стоит за слухами о его сумасшествии. В порыве отчаяния он произносит обличительную, в которой раскрывается вся подноготная мировоззрения фамусовых. Любовь и ум ничего, кроме горя, не принесли ему. Герой покидает столицу. Хотя порок не наказан, а добродетель не празднует победу, остается чувство одержанной Чацким моральной победы.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий