Нелегкая судьба романа Т. Драйзера «Гений»

К одним из самых известных и любимых читателями произведений Теодора Драйзера принадлежит «Гений», в его основу были положены жизненные факты о знакомом художнике Эверетта Шинна. В свое произведение литератор вложил огромную часть своей души, использовал близкие ему знания о сложностях, с которыми сталкиваются люди интеллектуальной сферы своей эпохи, такие, как художники, музыканты, писатели и поэты, люди тонкой души и иной душевной организации, столь отличной от мещанского мира.

Возможно, именно поэтому роман был встречен в штыки некоторыми критиками и получил множество нелестных отзывов в 1911 году, когда был закончен писателем; подобная реакция заставила отложить на некоторое время роман, а вернулся к своему детищу автор лишь через два года, практически переписав его.

Собственный опыт и близость темы самому писателю позволили создать Теодору Драйзеру произведение очень личное, и от этого глубоко эмоциональное. Но даже практически исправленное произведение не могло избавить его от нападок со стороны критиков, которые даже находили произведение в корне непристойным и даже богохульным, отрицая реалистичность событий, изображенных в романе. Борцы за нравственность обратились к издателю, чтобы изъять книгу из продажи, который выполнил их требование, опасаясь огласки и громкого судебного процесса.

Драйзер, не на шутку встревоженный за судьбу своей книги и сохранность печатных экземпляров, вывозит их тайком в соседний штат Нью-Джерси, находящийся за пределами юрисдикции Нью-Йорка и его общества борьбы с пороками. В Нью-Джерси действия борцов с пороками были расценены как покушение на свободу слова. В защиту Т. Драйзера выступили очень много известных писателей, среди них Герберт Уэллс, Джек Лондон, Роберт Фрост и другие. Но практических результатов это не дало, роман оказался все же под запретом, и писателю пришлось долгих восемь лет добиваться его издания, роман «Гений» увидел свет лишь в 1923 году.

Ценность и самобытность произведения объясняются прежде всего тем, что писателю удалось развенчать миф о некоторой жеманности в изображении героев, присущей американской литературной традиции. Сторонники же писателя и многие почитатели его таланта, напротив, не считали роман вульгарным и не видели в Юджине средоточие порнографических ужасов, которые приписывали ему критики.

Роман «Гений» утверждает право человека на творчество, на свободу слова и проявление своей индивидуальности.

Один комментарий

  1. Никакая критика не нравится правящей элите. Поэтому и трудно продвигать правду жизни в буржуазном обществе.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.