Краткая биография Салтыкова-Щедрина

Доля сатирика всегда была нелегкой. Порою ему приходилось ловить «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья». Действительно, много ли сатириков знает историю литературы? Не так уж и много. А все потому, что не каждый способен противостоять общественному злу, а сатирик высмеивает именно его. Это является нелегким испытанием для его душевных сил.

У каждой нации есть свои общепризнанные сатирики: у греков это Эзоп, у французов Франсуа Рабле, у англичан Джонатан Свифт, Марк Твен у американцев, а в России снискал славу сатирика Салтыков-Щедрин.

Родился Щедрин в старинной, но обедневшей дворянской семье в 1826 году 15 января. Из-за бедности его детство нельзя назвать радостной. Более того, разгул крепостного права давал почувствовать будущему писателю всю глубину пропасти между крестьянством и дворянством.

Образование Щедрин получил великолепное. Сначала он учился в Дворянском институте в Москве, а после в Царскосельском лицее, где обрел славу чуть ли не второго Пушкина. Но эти учебные заведения готовили, прежде всего, чиновников. Царская власть всячески пресекала вольнолюбивые стремления студентов. Но это не смогло противостоять самообразованию юного Салтыкова. Он зачитывался крамольными статьями Белинского, а когда устроился на службу в Военное ведомство, то примкнул к петрашевцам. Но его постигло разочарование в утопических, далеких от действительности взглядах петрашевцев, что нашло отражение в его повести «Противоречие», а затем в «Запутанном деле». Уже в них чувствуется стремление писателя к немедленным практическим результатам, он отходит от своих идеалов, в которые уже не верит.

Французская революция вынудила власть ужесточить цензуру, в результате чего писатель из-за своих повестей попадает в опалу. В результате его ссылают на службу в провинциальный городок Вятку, где он пробудет долгие семь лет. Результатом этой ссылки явились «Губернские очерки», в которых под прицелом сатиры писателя оказываются провинциальные чиновники. Писатель все еще верит, что «честный чиновник», единичное добро могут исправить существующее положение.

Но реформы 1861 года не оправдывают его ожиданий, и он начинает целиться уже в правительственные верхи, что ярко выражено в его «Истории одного города». Многие не поняли истинного смысла произведения и несправедливо обвинили писателя в искажении действительности. Но примененные писателем гротеск и сатирическая фантастика призваны были раскрыть всю подноготную бюрократического режима. Но вместе с тем, как и Достоевский, писатель остерегался разрушительных последствий революций.

Писатель считал, что любовный роман уже исчерпал себя. Теперь проблемы возникают не на любовной почве, а на почве борьбы за нормальное человеческое существование. Именно на таких нотах и настроен роман «Господа Головлевы».

Итоговым произведением писателя считают его знаменитые «Сказки», над которым он работал на протяжении 4 лет. Обращение к жанру сказок было не случайностью. Писатель понимал, что проблемы, затрагиваемые им, не только русского, но и мирового масштаба. Жанр давал возможность расширить масштабы художественного изображения.

Все творчество писателя пронизано любовью к своему народу, к своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной…»- писал писатель.

Видео по биографии Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина:


Вставить свои 5 копеек

Один комментарий

  1. В детстве очень нравился мультфильм "История одного города", когда же доросла до литературного произведения, была поражена всей его сатирой и гротеском. Да, Салтыков-Щедрин действительно постарался, изображая грехи помещиков того времени.