Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова «Пророк»

В 1826 году Пушкин пишет свое стихотворение «Пророк», в котором дает установку на будущее всем поэтам и поэзии. Отныне его творчество глубоко реалистично. До Пушкина было принято, что поэзия не вмешивается в дела государственные, что общественно — политическая жизнь, особенно негативные ее явления, не достойны изображения. Должно изображать только возвышенное, высокое.

Пушкин выступил новатором в этом отношении. Он считал, что истинный поэт может и должен изображать то, что его впечатлило, разыграло его чувства, будь то низкое или высокое, что поэт творит не для узкого круга, а для всех людей, поэтому важно, чтобы он был мудр и правдив. Именно с таких позиций в своем «Пророке» и выступает Пушкин, что подтверждается и строками стихотворения.

Шестикрылый Серафим вырывает язык поэта: «…И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык». Вместо вырванного языка поэт получает жало мудрой змеи. Поэт признает, что в прежней жизни мог пустословить и лукавить, но в новой, которая начинается сейчас, он будет нести людям правду, какой бы горькой она ни была. Вместо человеческого сердца, которой свойственны слабости, он получает пылающий уголь, чтобы «…Глаголом жечь сердца людей», направляя их деяния на правые дела. Пушкин уверен в своей силе и правоте, от этого его речь возвышенна и торжественна.

По прошествии 15 лет Лермонтов пишет свой ответ-продолжение Пушкину. Он соглашается с Пушкином в предназначении поэта. В его «Пророке» изображается поэт, который уже начал пророческую деятельность, но как люди восприняли своего пророка? «…В меня все ближние мои Бросали бешено каменья». Никто его не слушает, и он вынужден бежать от людей и уединиться в пустыне. Взрослые пугают его участью своих детей, предупреждая их о том, что будет с ними, если они тоже не уживутся с действительностью, будут проявлять свою волю: «смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!».

Лермонтов хочет показать, что ждет тех, кто выйдет из стада, особенно, если те будут подбивать на это и других. Нести людям правду, значит ставить в опасность свою жизнь. Разве сам Пушкин не пал жертвой несомой им людям правды. Отсюда и чувство печали, навеваемое стихотворением. Лермонтов понимает на что обречен поэт — пророк, понимает, что это их проклятье.

Вставить свои 5 копеек

Один комментарий