Образ Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»

С детства знакомо каждому увлечение загадочным, фантастическим миром сказок, где существуют светлые и темные силы, между которыми идет постоянная борьба. Открывая для себя поэму М.Ю. Лермонтова «Демон», невозможно остаться равнодушной к ее главному герою, загадочному и полному противоречий. Возникает мысль о том, почему он был изображен поэтом именно таким и откуда черпает свои истоки. Образ Демона в поэме великого писателя может быть до конца понят и осмыслен до глубины лишь в контексте мировой художественной культуры.

Демон — это типаж широкого обобщения, подразумевающий под собой наиболее характерное воплощение романтически настроенной личности. Его истоки ведут к библейской легенде о злом духе, искушающем человека, широко представлен этот образ в литературе средневековой Европы. С течением времени образ Демона в мировой литературе переосмысливается, очеловечивается, то есть из мифологического превращается в романтический.

В русскую литературу этот образ проникает благодаря произведениям В.А. Жуковского. Таким образом, Демон не явился новацией М.Ю. Лермонтова, но поэт смог придать ему новые черты, наделив неприязнью действительности и неудовлетворенностью сложившимися нормами морали. Он растерял веру в добродетель и человеческое достоинство, ему абсолютно чужды благородные порывы, в нем бушуют неземной силы страсти. В этом образе великий поэт смог выразить свой протест против консервативности пошлых моральных и общественных отношений, провозгласить огромной силы любовь к свободе, отвращение к любому насилию и фальши, а также выразить мучившие его самого чувство тоскливого одиночества и разочарования, отчуждение и обособленность от окружающих, не способных к пониманию его душевных порывов. Недаром и сам Демон предстает перед нами жертвой грубой действительности, деспотической силы, толкнувшей его на страдания.

Справедливой кажется сама мысль о том, что герой, страдавший на протяжении длительного времени, тянется инстинктивно к поискам счастья и даже готов примириться с небом ради любви к Тамаре. Эта благородная жертва со стороны Демона свидетельствует о силе его страсти и готовности самоотречения во имя любви, ибо в пороке не находит он счастья и жадно тянется к нему в олицетворении Тамары. Таким образом, страдания личности от жестокой несправедливости, поиски и жажда счастья, способность к самопожертвованию во имя любви — вот лейтмотив поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», ставшей уже давно классикой русской литературы.

Вставить свои 5 копеек