Анализ стихотворения «Родина» Михаила Юрьевича Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Родина» было написано в последние годы жизни автора. Наверное, это произведение можно называть лучшей его работой, так как к концу своего жизненного пути Михаил Юрьевич сформировал себя как истинного поэта со своими неповторимыми авторскими приёмами.

«Но я люблю — за что, не знаю сам —
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям»

Эти строки поясняют, почему он любит Родину более сердцем, чем рассудком: пылающее сердце любит красивую беззаботную природу, а рассудок не признаёт самодержавие России.
«Люблю отчизну я, но странною любовью», – пишет поэт в первой строке, используя инверсию. По моему мнению, автор использует этот приём только потому, что не до конца уверен в своём признании, что все действия в России были оправданными.

Но это не мешает Михаилу Юрьевичу любить свою Родину во всех её проявлениях, что доказывает неоднократно повторяющееся «люблю» в каждой строфе.

Эти искренние чувства в разных политических пространствах. То читатель абстрагируется от мира и представляет себя то «на холме средь жёлтой нивы», то находится возле «избы, покрытой соломой, с резными ставнями окно», то в весёлой компании «пьяных мужиков», пляшущих с топотом и свистом.

Более точно понять разнообразные поэтические пространства нам помогает цветовая гамма третьей части стихотворения: «жёлтая нива», «белеющие берёзы». Как известно, Россия ассоциируется с берёзой, и автор показывает леса нашей Родины, переполненные русскими традиционными деревьями. А «белеющие берёзы» — олицетворение чистой, светлой, доброй земли.

Прочитав стихотворение полностью, перед читателем невольно возникает образ поэтической России, за спиной которой стоит русская природа и народная деревенская жизнь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.